Социальные технологии в практике
реабилитационной деятельности
ГБУ «Ильинский психоневрологический интернат»
1. Социальные технологии в практике реабилитационной деятельности
Понятие «технология», широко используемое в управленческой сфере, нашло свое место и в других областях знаний. В частности, понятие «социальные технологии» означает систему методов выявления и использования скрытых потенциалов социальной системы в соответствии с целями ее развития, социальными нормативами. Социальные технологии можно рассматривать как совокупность операций, процедур социального воздействия на пути получения оптимального социального результата. Социальные технологи – это определенные методы и способы воздействия на социальные объекты, их деятельность, поведение, психику и так далее с целью оптимизации процессов адаптации к условиям жизни в социуме.
2. Социально-трудовая реабилитация
Социально-трудовая реабилитация направлена на восстановление либо формирование трудовых навыков. Технология трудовой реабилитации инвалидов включает ряд форм: трудовую занятость, трудовое обучение, трудовая терапия, трудоустройство. В основу разграничения этих форм положен организационно-правовой принцип, под которым подразумевается соответствие клинического статуса и функциональных возможностей инвалида требованиям, предъявляемым ему характером и условиями труда.
Трудовая занятость – необходимость занятия инвалида трудом. Как правило, связано с элементарной бытовой деятельностью по самообслуживанию, созданию уюта, порядка, чистоты в комнатах.
Трудовая терапия – это направленное вовлечение инвалида в трудовую деятельность с целью воздействия трудом на психофизиологические функции организма и их максимально возможное восстановление. Вовлечение в трудовую деятельность умственно отсталых лиц преследует еще более широкие цели, имея в виду перспективу обучения трудовым навыкам и трудоустройство с последующей интеграцией в общество.
Трудовое обучение инвалидов с ограниченными умственными возможностями, заключается в том, чтобы подготовить личность, обладающую социально значимыми качествами, определенными знаниями и профессиональными навыками, способную адаптироваться в коллективе и повседневной жизни.
Обучение в интернате производится по следующим специальностям: дворник, кухонный работник, оператор стиральных машин, садовод, санитарка-уборщица, подсобный рабочий и другие. Содержание каждой программы включает знание об инвентаре, рабочей одежде, назначении специального оборудования, правилах его использования, овладение конкретными профессиональными навыками. Трудовое обучение является важным звеном реабилитационного процесса как аналог профессионального обучения.
Трудовое устройство – система организационно-правовых мер, содействующих восстановлению трудоспособности инвалидов, обеспечивающих использование их на работе. Трудоустройство инвалидов осуществляется на штатных должностях в самом интернате.
Технологии трудовой реабилитации умственно отсталых лиц положены в основу комплексной программы занятий с проживающими в интернате, целью которых является формирование санитарно-гигиенических и хозяйственно-бытовых навыков, вовлечение в трудовую деятельность, обучение элементарным профессиональным навыкам, обучение общению. При проведении данных мероприятий обязательно учитываются показания общего заболевания инвалида, показания к трудотерапии, желание участвовать в занятиях, непрерывность процесса трудотерапии, подбор индивидуальных занятий для каждого проживающего, комплексность, нагрузку и увеличение времени занятий по трудотерапии. Внедрение данной комплексной программы позволило снизить количество девиаций у проживающих, активизировать социально-полезную деятельность инвалидов (сформировать и развить у них позитивные социально-трудовые навыки), что, в свою очередь, положительно отразилось на социальной адаптации и реабилитации проживающих с ограниченными умственными возможностями.
Таким образом, проводимые профилактические и развивающие процедуры позволяют осуществлять необходимую социотрудовую реабилитацию и формировать необходимые социальные и трудовые компетенции, в том числе:
- минимальный уровень коммуникативной культуры;
- способность к освоению практических трудовых навыков;
- стремление к формированию и развитию социально полезных личностных качеств;
- формирование рефлексивной культуры.
В практике социальной реабилитации наиболее широко используются следующие методы формирования социально-бытовой ориентировки и привития навыков самообслуживания:
Бытовой труд, как и любая трудовая деятельность, требует умения анализировать предстоящую работу, планировать ее, осуществлять самоконтроль. Обучая инвалидов общетрудовым умениям, специалист не только формирует у них самостоятельность в домашнем труде, но и решает важнейшую задачу – коррекцию недостатков умственной деятельности.
Необходимо отметить, что трудовая деятельность для людей с ограниченными умственными возможностями является средством компенсации нарушений, а также влияет на поведение человека: улучшается ориентировка в пространстве и речевые функции, повышается четкость и осмысленность восприятия изображения, формируется самостоятельность и ответственность.
Таким образом, обобщая изложенный материал, можно сказать, что организация социально-трудовой реабилитации инвалидов в психоневрологическом интернате носит комплексный характер, что позволяет разносторонне воздействовать на личностно-психологические и психофизиологические стороны развития (формирование и восстановление) инвалидов. Кроме того, технологии социально-трудовой реабилитации инвалидов, находящихся в психоневрологическом интернате, отражают системный подход, взаимосвязь, взаимозависимость, и последовательность собственно реабилитационных мероприятий и взаимодействие различных специалистов. Результативность технологий социально-трудовой реабилитации сказывается в обобщенном виде в повышении уровня социальной адаптации, уровне социального развития.
3. Милиотерапия
Основной целью применения милиотерапии в практике реабилитационной деятельности, проводимой в интернате, является организация комплексного воздействия факторов среды для улучшения самочувствия и повышения качества жизни клиентов учреждения. При реализации милиотерапии особое внимание уделяется созданию терапевтической среды. Под данным термином понимается все то, что окружает проживающего: вещи, люди (медицинские и социальные работники), процессы, события. Для того чтобы избежать дополнительного вреда от неблагоприятной среды психиатрического учреждения, необходимо, чтобы окружающая среда как можно больше приближалась к естественной, стимулировала адаптационные возможности больного и формирование ответственности за свое социальное поведение.
Термин «терапия средой» (милиотерапия) в научной литературе трактуется по-разному. В широком смысле – это сочетание самых различных факторов: архитектуры интерната, и его внутренней структуры, комфорта в комнатах и корпусах, режима открытых дверей, различных видов занятости и так далее.
В психолого-педагогическом плане терапевтическое воздействие среды – это и характер складывающихся у клиента взаимоотношений с окружающими его людьми, персоналом учреждения, другими клиентами, родственниками и знакомыми.
Сегодня терапия средой во всем мире занимает ведущее место в организации образа жизни инвалидов. Основной целью данного вида терапии является создание активной, действенной среды обитания, которая побуждала бы инвалидов к «самодеятельности», самообеспечению, отходу от иждивенческих настроений и гиперопеки.
Для реализации милиотерапии необходима активизация среды, которая может включать в себя занятость трудом, любительские занятия, общественно-полезную деятельность, спортивно-оздоровительные мероприятия, организацию содержательно-развлекательного досуга, посильную трудотерапию. Подчеркнём, что в отношении психически больных клиентов «терапия средой» выглядит как организация направленного образа жизни, целью которой является формирование у них санитарно-гигиенических и хозяйственно-бытовых навыков, вовлечение в общественно полезную деятельность, активизация их интересов и потребностей.
Выделяют следующие две группы мероприятий социализирующей и реабилитационной направленности осуществляемые сотрудниками учреждения:
- мероприятия, не требующие какого-либо проявления активности клиентов (например, работа по благоустройству территории и помещений, кино, концерты, просмотр телепередач);
- мероприятия по активному вовлечении клиентов в общественно полезную деятельность (например, участие в самоуправлении, дежурства в столовой, на этаже, в жилых комнатах, шефство над ослабленными больными и другие).
В комплекс «терапии средой», безусловно, входит и оформление всех помещений – комнат, холлов; разнообразие декоративных растений; благоустроенная территория учреждения; благоприятный психологический климат, который подразумевает бесконфликтные отношения клиентов между собой и с обслуживающим персоналом. Необходимо отметить, что в учреждении и комнатах создана комфортная атмосфера и уют. Оптимальный дизайн и архитектура помещений, организация бытового пространства как компоненты «терапии средой» способствуют тому, что человек чувствует наличие личной территории, личного пространства как в комнате, так и вне ее, имеет возможность уединиться. Все это, безусловно, способствует повышению эффективности реабилитационных мероприятий. Кроме того, при размещении клиентов в комнатах учитываются их психологическая совместимость и личные пожелания.
Важной особенностью метода милиотерапии является то, что клиенты интерната включены в работу, которая отвечает их личным интересам. Стержнем «терапии средой» является конкретный проект (например, благоустройство территории, ремонт, оформление помещения и так далее). Особенно значимо, что демонстрация результатов всем остальным проживающим дает возможность участнику милиотерапии получить позитивный опыт – наглядное подтверждение силы собственной продуктивности, подтверждение того, что проживающий не изолирован от других людей и может с ними плодотворно сотрудничать.
Отметим, что на сегодняшний день в процессе использования милиотерапии сформировались 3 наиболее востребованные клиентами учреждения тесно взаимосвязанные блоки (направления) работы: физкультурно-оздоровительный; культурно-досуговый; информационный (просветительский).
Представим более подробно описание каждого блока работы.
Физкультурно-оздоровительное направление
Инвалидность сопряжена с потерей трудоспособности и с ограничением двигательной деятельности. В связи с этим, данная категория людей находится в вынужденных условиях дефицита двигательной активности. Это особый вид деятельности, где лица с ограниченными умственными возможностями могут реализовать себя, так как появляется возможность полнее раскрыть физические способности и испытать чувство радости, полноты жизни и владения своим телом, обрести (развить) способность преодолевать трудности. Необходимо отметить, что все мероприятия этого направления позволяют включиться участникам проекта в новые социальные контакты с другими людьми. И это, в свою очередь, является существенным фактором социальной реабилитации инвалида.
Организация спортивно-оздоровительной работы в Ильинском психоневрологическом интернате – это, в первую очередь, система мероприятий спортивно-оздоровительного характера, направленных на реабилитацию и адаптацию к нормальной социальной среде людей с ограниченными возможностями.
Исходя из возможностей каждого клиента и ресурсов и условий учреждения, определены виды спортивно-оздоровительной работы, в которых наши клиенты могут принимать посильное активное участие.
Культурно-досуговое направление
Мероприятия этого направления нацелены на повышение самооценки участников проекта, создание возможностей их успешной адаптации к новым условиям жизни путем реализации их интеллектуальных и культурных потребностей.
В интернате используются следующие виды организации досуга: праздничные мероприятия; тематические беседы; вечера отдыха; экскурсии; культурно-зрелищные мероприятия.
В рамках этого направления широко используется музыкотерапия, которая также не только положительно влияет на основные функции человеческого организма, но и снимает нервно-психологическое напряжение.
Социально-культурные реабилитационные мероприятия представлены активными и пассивными формами.
Пассивный досуг – это просмотр телепередач, прослушивание музыки и т.п., активные формы – это занятия рукоделием, рисованием, оригами, лепкой, участие в праздниках.
Информационное (просветительское) направление
Основные мероприятия этого направления способствуют информированию клиентов о внешних событиях и создают условия для познавания нового. Кроме того, они нацелены на устранение или смягчение недостатков существующего отношения некоторых слоев современного общества к инвалидам, на развитие коммуникативной компетентности.
Для выполнения задач социально-средовой реабилитации необходимо участие и взаимодействие специалистов различного профиля.
Особенностью работы всего персонала по реабилитации клиентов с помощью милиотерапии является повседневное общение и постоянное взаимодействие по всем указанным выше направлениям работы.
Необходимо отметить, что ввиду таких изначальных и, в большинстве случаев, естественных и неустранимых особенностей социальной среды интерната, как ограниченность жизненного пространства, недостаток бытового комфорта, ограниченные возможности занятости, формальное отношение персонала к проживающим, одной из основных идей милиотерапии является создание поддерживающей и стимулирующей к развитию резервов личности среды.
Эффективность внедрения милиотерапии подтверждает положительная динамика по следующим показателям: приобретение и укрепление навыков самообслуживания у клиентов, расширение круга их интересов, восстановление и развитие коммуникативных способностей, активизация в проведении досуга, участие в общественных мероприятиях, повышение степени удовлетворенности жизнью и позитивное мировосприятие в целом. У клиентов наблюдается стабилизация эмоционального фона, снижение частоты появления депрессивных состояний, отмечаются тенденции к снижению проявлений агрессивности и конфликтности.
4. Оккупациональная терапия
Оккупациональная терапия (Occupationaltherapy) происходит от английского термина «occupation» – ‘занятость’. Оккупациональная терапия – это форма профессиональной социальной работы, которая является частью комплексной программы медицинской, социальной и психолого-педагогической реабилитации; это терапия повседневными занятиями, форма профессиональной социальной работы. В зависимости от специфики объекта воздействия, целей и задач определяются и методы воздействия.
Оккупациональная терапия позволяет:
Ключевой элемент оккупациональной терапии – это выбор видов занятий, которые формируют навыки независимого функционирования и удовлетворение потребностей индивида в контексте его социального окружения.
В работе с молодыми людьми, имеющими интеллектуальную недостаточность, оккупационная терапия направлена на увеличение мобильности, силы и выносливости; стимулирование здоровья и продуктивные взаимоотношения; преодоление депрессии и неврологической дисфункции; поиск ресурсов в социальном окружении.
Оккупациональная терапия исходит из представления том, что состояние здоровья человека определяется рядом факторов, которые лежат за границами понятий о болезни или патологическом состоянии. Наличие болезни является важным, но не единственным фактором в определении оккупационального здоровья. Как правило, клиент, оккупациональная деятельность которого ограничена по состоянию здоровья, будет хорошо поддаваться терапии, которая сочетает медикаментозное лечение и компенсаторные приемы оккупациональной терапии.
Основными задачами оккупациональной терапии являются:
Оккупациональная терапия направлена не только на возврат утраченных способностей ухода за собой, но и возврат к активной деятельности (участие в досуговых мероприятиях, выполнение трудовых обязанностей и т.д.).
Как особая технология, оккупациональная терапия имеет две основные функции: реабилитационную и терапевтическую. Реабилитационная функция направлена на продуктивную деятельность по собственному самообслуживанию; терапевтическая – на восстановление утерянных вследствие болезни или травмы навыков, с помощью использования различных методов.
Оккупациональная терапия начинается с функциональной диагностики, необходимой для определения затруднений, которые испытывает человек, его ресурсов. Вначале воспитатель собирает информацию о самообслуживании, проведении досуга и трудовой деятельности клиентов и разрабатывает стратегию, направленную на восстановление и нормализацию оккупациональной деятельности, а затем разрабатывает план реабилитации с учётом индивидуальных программ реабилитации инвалидов (ИПР), выданных МСЭ, совместно с заведующим отделением.
Оккупациональная терапия включает в себя следующие мероприятия и занятия:
-самообслуживание или уход за собой;
- трудовую деятельность;
- проведение досуга и отдыха.
Учитывая отмеченное выше, главной задачей оккупационной терапии лиц с ограниченными умственными возможностями, находящихся в психоневрологических интернатах, является развитие их потенциальных познавательных возможностей, коррекция поведения, привитие им трудовых и других социально значимых навыков и умений, причём без перегрузки, которая может ухудшить состояние здоровья. Конечной целью оккупационной терапии является приобщение инвалидов к доступному им общественно полезному труду и приобретение ими социального опыта.
На основании изложенного можно сказать, что оккупациональная терапия состоит из комплекса знании, умений и навыков, которые помогают лицам с ограниченными возможностями сохранять здоровье, уменьшать последствия инвалидности и вести независимый образ жизни.
В психоневрологическом интернате находятся клиенты, у которых имеются нарушения в мотивационно-потребностной сфере, отсутствует установка на трудовую деятельность. При умственной отсталости эти качества даже не сформированы. Указанные факты являются причиной использования трудотерапии, которая направлена на восстановление либо формирование трудовых навыков. Трудовая терапия – это направленное вовлечение инвалида в трудовую деятельность с целью воздействия трудом на психофизиологические функции организма и их максимально возможное восстановление.
Технологии трудовой реабилитации умственно отсталых лиц положены в основу комплексной программы занятий с клиентами в интернате, целью которых является формирование санитарно-гигиенических и хозяйственно-бытовых навыков, вовлечение в трудовую деятельность, обучение элементарным профессиональным навыкам, обучение общению.
Оценка эффективности мероприятий, осуществляемых в Ильинском психоневрологическом интернате в рамках оккупациональной терапии, проводилась на основе анализа динамики происходящих изменений по ряду ключевых параметров:
Анализ полученных результатов свидетельствует о том, что внедрение оккупациональной терапии позволило снизить количество девиаций у клиентов; активизировать социально-полезную деятельность инвалидов (сформировать и развить у них позитивные социально-трудовые навыки); развить двигательные навыки, когнитивную, сенсорную и моторную сферы; развить конструктивные навыки решения проблем и жизненных ситуаций; увеличить самостоятельность в повседневной деятельности и связанных с ней навыков самообслуживания. Все это положительно отразилось на социальной адаптации и реабилитации лиц с ограниченными умственными возможностями.
5. Экотерапия
Реабилитационное направление «Экотерапия» предназначено для снижения выраженности психоневрологических дефектов у клиентов психоневрологического интерната с нарушениями умственной и физической активности. Данное направление нацелено на усиление реабилитационного эффекта за счет использования элементов арт-терапии, гарденотерапии, анималотерапии, трудотерапии.
Направление «Экотерапия» содержит не только образовательный (познание растительного и животного мира), но и реабилитационный (в том числе, арт-терапия, гарденотерапия, анималотерапия, трудотерапия) и коммуникативный (развитие речевой активности, социальной адаптации) элементы в комплексе, что является основным моментом актуальности при применении этого реабилитационного направления.
Помимо лечебного и образовательного эффектов, данное направление помогает клиентам в плане социальной адаптации. Его целью является снижение выраженности неврологического дефекта путем тренировки физических и психических функций, повышение наблюдательности и уверенности в своих силах, развитие творческой активности, воображения, фантазии, привитие коммуникативных навыков коллективной работы и взаимодействия с другими людьми.
Функции реабилитационного направления «Экотерапия»:
5.1. Анималотерапия
Термином анималотерапия (пет-терапия или зоотерапия) называют терапию с помощью животных. Ученые еще много лет назад выявили благотворное действие на человека общения с животными.
В настоящее время интернат реализует следующие направления работы в рамках анималотерапии:
1. Канистерапия - терапия с использованием собак; является одним из самых востребованных видов анималотерапии из-за своей доступности и социального поведения животных;
2. Фелинотерапия — это методы профилактики и лечения различных заболеваний при помощи контактов с кошками. Кошки оказывают серьёзную помощь людям, страдающим психическими заболеваниями, сердечными расстройствами, повреждениями мозга;
3. Подсобное хозяйство интерната.
Вовлечение лиц с ограниченными умственными возможностями в процессе реализации анималотерапии позволило достичь следующих результатов:
Кроме того, продукция, выращенная в подсобном хозяйстве интерната, включена в гоззадание на текущий год. Количество продукции, произведённой в п/х позволит учреждение обеспечить качественными продуктами питания, а именно:
молоко, творог, мясо, картофель, морковь, свекла, капуста кваш. на 100%;
сметана на 40%;
капуста свежая белокочанная на 70%;
прочие овощи на 80%, что очень актуально в 2015г., т.к. позволяет уложиться в выделенные нормативы питания.
5.2. Гарденотерапия
Гардено- или садовая терапия– это реабилитационный процесс, направленный на физическую и социальную адаптацию людей с ограниченными возможностями посредством активного и/или пассивного взаимодействия с растениями
В рамках осуществления гарденотерапии, ведется постоянная работа по благоустройству территории интерната, выращивание рассады овощей для огорода; уход за комнатными растениями; регулярные работы в саду; сбор урожая в огороде и саду.
В качестве результатов внедрения гарденотерапии можно отметить снижение у клиентов отделения выраженности неврологического дефекта путем тренировки физических и психических функций, повышение концентрации и устойчивости внимания, развитие творческой активности и коммуникативных навыков взаимодействия с другими людьми, стабилизация эмоционального фона, снижение частоты появления депрессивных состояний, агрессивности и конфликтности.
6. Арттерапия
Арттерапия – это совокупность психокоррекционных методик, имеющих различия и особенности, определяющиеся жанровой принадлежностью к определенному виду искусства, направленностью и технологией психокоррекционного применения. Целью арттерапии является гармонизация развития личности через развитие способностей самовыражения и самопознания.
Метод арттерапии является достаточно эффективным и не имеет ограничений, а также противопоказаний.
В рамках реабилитационной деятельности в интернате реализуются следующие виды арттерапии:
изотерапия – воздействие, коррекция посредством изобразительной деятельности. Она формирует такие важные качества личности, как активность, самостоятельность, инициативность, целеустремленность;
музыкотерапия и музыкальная релаксация – лечебное воздействие посредством музыки, проявляющееся в регулировании психовегетативных процессов, регуляции психоэмоциональных состояний, повышение социальной активности, облегчение усвоения новых положительных установок и форм поведения, активизация творческих проявлений;
танцетерапия – творческая двигательная деятельность, основанная на выражении пластикой тела определенных чувств, состояний, эмоций.
Наиболее распространенными среди клиентов интерната видами творческой активности являются вязание. Отметим, что вязание, рисование, выполнение различных поделок позволяет человеку с ограниченными способностями расслабиться, успокоиться даже на физиологическом уровне. Доказано, что у кистей рук в больших полушариях головного мозга имеется «обширное представительство» и при работе пальцами улучшается мозговое кровообращение. Так, например, вязание уменьшает тревогу и повышает болевой порог, то есть фактически обезболивает, что очень важно для хронических больных.
Занятия творчеством способствуют выражению психоэмоциональных состояний, проблем, всестороннему развитию личности; в их процессе уточняются и углубляются зрительные представления об окружающих объектах, предметах, так как задействованы зрение, осязание, движение рук. Вовлечение в творческую деятельность позволяют человеку ощутить и понять самого себя, выразить свободно мысли и чувства, освободиться от конфликтов и сильных переживаний, развить эмпатию, быть самим собой, свободно выражать мечты и надежды.
7. Социокультурная реабилитация
Мероприятия этого направления нацелены на повышение самооценки участников проекта, создание возможностей их успешной адаптации к новым условиям жизни путем реализации их интеллектуальных и культурных потребностей.
Участие в мероприятиях культурно-досугового направления формирует или развивает у участников способность быстрой реакции на ситуацию, дает возможность творческого восприятия окружающего мира.
В рамках этого направления широко применяется музыкотерапия, которая также не только положительно влияет на основные функции человеческого организма, но и снимает нервно-психологическое напряжение. Наступает эмоциональная разрядка, повышается социальная активность, улучшается физическое самочувствие.
Заключение
Таким образом, результаты проводимой в интернате реабилитационной деятельности посредством различных инновационных социальных технологий, свидетельствует об их эффективности в рамках организации работы с клиентами, имеющими ограниченные умственные возможности, При этом основной целью проводимых мероприятий является восстановление у клиентов социального взаимодействия и нарушенных потребностей в коммуникации, активизацию личностного потенциала, выработку у клиента качеств, способствующих наиболее оптимальному приспособлению к социальной среде в условиях ограниченных возможностей здоровья.
Социальные технологии, применяющиеся в практике реабилитационной деятельности должны быть взаимосвязаны, взаимозависимы, последовательны и реализовываться специалистами полифункциональной бригады.
Эффективность реализуемых мер положительно влияет не только на уровень адаптированности инвалида в социуме, но и позволит, в целом, повысить качество его жизни.